Профиль,
4 марта 2013 г.
Никто не хотел уступать: Спор из-за тарифов по ОСАГО зашел в тупик
1331 просмотр
Всего через неделю Госдума должна рассмотреть в первом чтении проект поправок к закону об ОСАГО, которые существенно улучшают положение автовладельцев.
Предлагается увеличить выплаты за причинение вреда имуществу со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, за вред жизни и здоровью — со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. В рамках «европротокола» предлагается повысить суммы с 25 тыс. до 50 тыс. рублей. Логично предположить, что повышение потолка выплат по полису ОСАГО должно сопровождаться некоторым повышением его стоимости. Но насколько? Именно вокруг этого разгорелись нешуточные страсти. Вначале речь шла о том, чтобы двух-трехкратное повышение выплат сопровождалось 25-процентным увеличением стоимости полиса. Такие расчеты привел в пояснительной записке к законопроекту Минфин, когда подавал его в Думу. В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) утверждал, что без увеличения стоимости автогражданки на 50% рынок рухнет. Компании, поставленные перед необходимостью повышать выплаты, просто начнут уходить с рынка. Самыми убыточными регионами по ОСАГО, откуда может начаться исход страховых компаний, в РСА называют Ульяновскую и Мурманскую области, Камчатский край, Карачаево-Черкесию и Мордовию. Уровень выплат в этих регионах, по данным отчетности РСА за 9 месяцев 2012 года, заметно превышает 70%. Соответственно, именно тут в первую очередь возникнут проблемы, если конфликт не будет разрешен. Трудности могут возникнуть и в более благополучных регионах. Компании изначально считали увеличение тарифов по ОСАГО на 25% недостаточным. Основные игроки рынка («Ингосстрах», «Альянс», СОГАЗ, ВСК, «РЕСО-Гарантия», МСК, «АльфаСтрахование» и «Росгосстрах») выступили с открытым письмом на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова. В письме страховщики, по сути, поставили ультиматум: или тарифы будут увеличены на 50%, или они уйдут с рынка. Никто не станет торговать полисами себе в убыток. Например, «Росгосстрах» уже заявил, что сворачивает свою деятельность по продаже полисов ОСАГО в 28 субъектах страны. Кроме того, страховые компании потребовали вывести ОСАГО из-под действия закона о защите прав потребителей. «Защита прав граждан превратилась в повальное взыскание со страховщиков штрафов, пени, морального вреда без попытки судов разобраться в сути взаимоотношений, регулируемых законодательством об ОСАГО», — говорится в их письме. По мнению страховщиков, защита прав потребителей превратилась в механизм выкачивания денег из страховых компаний. «Суды предвзято относятся к страховым компаниям, и выплаты по итогам разбирательств возрастают в два раза по сравнению с реальным ущербом, — утверждает Денис Макаров, руководитель управления в ОАО «АльфаСтрахование». — Доля таких выплат доходит до 30% в общей доле возмещений». По словам Макарова, практика по изъятию денег у страховых компаний давно уже превратилась в доходный бизнес для юридических фирм, которые перекупают право требования у клиента. Демарш страховщиков вызвал резкую реакцию со стороны чиновников. Замминистра финансов Алексей Моисеев, выступая на заседании думского комитета по финансовому рынку, неожиданно заявил, что тарифы на ОСАГО вообще должны остаться на нынешнем уровне. «На данном этапе повышение тарифов мы не предусматриваем», — заявил в Думе Моисеев. По мнению чиновников, запас прочности нынешних тарифов еще не исчерпан. Логика в том, что средняя по стране сумма выплаты за причинение вреда здоровью, например, закладывалась на уровне 70—90 тыс. рублей. Но на практике доля этих выплат составила единицы процентов в общей доле возмещений по ОСАГО. По экспертным данным и по данным РСА, размер средней выплаты по стране колеблется в пределах 21—24 тыс. рублей. Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин заявил в обращении к премьеру Дмитрию Медведеву, что «в среднем по стране на выплаты направляется 57—62% от размера страховых премий». По его мнению, в этом виде страхования надо вообще снижать тарифы. После заявления Моисеева в Думе градус противостояния вырос еще больше. РСА на внеочередном заседании правления фактически заявил о возможности развала существующей системы автогражданской ответственности. В своем заявлении Союз автостраховщиков утверждает, что кассовый разрыв между увеличивающимися выплатами и остающимися на прежнем уровне сборами по ОСАГО — прямой путь к банкротству для многих компаний. Всего к настоящему времени ушли с рынка ОСАГО 70 страховых компаний, по их обязательствам из компенсационных фондов РСА, сформированных благонадежными участниками рынка, выплачено более 17,978 млрд рублей. Только за прошлый год фонд РСА «похудел» за счет таких выплат на 3,52 млрд рублей. На сегодня его объем составляет всего 6 млрд рублей. И никакого фонда не хватит, когда с рынка начнут уходить компании, неспособные платить по предлагаемым Думой правилам. В «зоне риска» по градации РСА находятся 10 компаний, которых можно считать первыми кандидатами на уход с рынка: АФЕС, БАСК, ДАЛЬАКФЕС, «Защита-Находка», «Москва», «Талисман», ТРАСТ, «Цюрих надежное страхование», «Югория», «Якорь». Если начнутся массовые банкротства, крупные компании, составляющие основу рынка, создадут альтернативный фонд (РСА-2), куда переведут свои накопления, и клиенты компаний-банкротов просто останутся без денег. Иными словами, автогражданка в том виде, в каком она существует в России сегодня, прекратит свое существование. Кто же прав в этом споре? Обратимся к цифрам. В 2012 году в России было заключено почти 40 млн договоров ОСАГО. При этом объем собранной премии составил 120 млрд рублей, а объем выплат по полисам — 61 млрд рублей. Казалось бы, чуть больше 50%, и это позволяет говорить даже о снижении тарифов. Но страховщики предостерегают от неправильного толкования цифр. Простая арифметика здесь не действует. «Страхование — сложная финансовая услуга, и ее прибыльность и убыточность рассчитывается по сложным методикам. Надо учитывать резервы, отложенные выплаты по еще не урегулированным страховым случаям и прочие нюансы», — объясняет Вера Склярова, официальный представитель РСА. Страховщики в один голос утверждают, что убыточность по ОСАГО сегодня находится на уровне 77%. А если прибавить те самые выплаты по решениям судов о защите прав, которые, как уже было сказано, достигли 30% от общей доли выплат, то рентабельности вообще никакой не получится. «На убыточность в России также влияют огромные комиссионные (до 40%) посредникам, в то время как по закону они должны быть на уровне 10%. Для сравнения: в Европе этот показатель не превышает 2—3% от стоимости полиса», — комментирует Глеб Славутский, директор департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор». Из-за резко возросших выплат по ОСАГО и высоких премий посредникам страховщики действительно вынуждены внедрять порочную практику занижения выплат по страховым случаям, чтобы не вылететь «в минус» и не обанкротиться, поведал нам на условиях анонимности представитель одной из крупных страховых компаний. «Рентабельность этого бизнеса не может превышать 10%», — считает он. Позиции сторон выглядят пока непримиримыми. «Страховые компании заинтересованы в получении прибыли, а государство — в сохранении социальной стабильности, — говорит Алексей Янин, руководитель рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА». — Я уверен, что компромисс будет найден». Ему вторит и его коллега Наталья Комлева, которая считает, что сложившаяся сейчас ситуация, когда стороны обменялись жесткими заявлениями, тупиковая. Без компромиссного увеличения тарифов при повышении выплат не обойтись, утверждает она. В РСА происходящее называют «ситуацией беспрецедентного давления на страховое сообщество». В правительстве, по всей видимости, к компромиссу по вопросам тарифов тоже пока не готовы. В Минфине «Профилю» заявили, что «тарифы по ОСАГО могут быть скорректированы только после того, как будут повышены лимиты в части возмещения вреда». Угрозы страховщиков представитель ведомства комментировать отказался. Единственное, на что готов пока пойти Минфин, — это отложить решение вопроса на время. В министерстве нам заявили, что после первого чтения в законе планируется предусмотреть отсрочку повышения страховых лимитов по выплатам на 15 месяцев, которые будут отсчитываться от вступления поправок в силу. И только по истечении этого срока правительство вновь готово вернуться к вопросу о корректировке страховых тарифов. Депутаты, которым предстоит вскоре разрубить этот гордиев узел, тоже не знают, что делать. У парламентариев сложная задача: выступать за удорожание полиса ОСАГО и нагнетать социальное напряжение им не хочется, но и создавать кризис на рынке автогражданки тоже нельзя. В беседе с «Профилем» глава думского комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина была очень осторожна. «Наша задача — найти сбалансированное решение», — только и смогла сказать она. Депутат все же признала, что без увеличения тарифов «могут возникнуть отдельные проблемы», может случиться так, что компенсационного фонда и правда не хватит. Решения этой проблемы у законодателей нет, поэтому Бурыкина призналась, что рассмотрение законопроекта будет формальным: поправки к закону об ОСАГО в первом чтении примут, но только с условием, что ко второму чтению компромисс будет найден. До нового срока достижения компромисса — 12 марта — остались считанные дни, но интрига по-прежнему сохраняется. Очевидно, что все, как всегда, будет решаться в кулуарах правительства. Но ясности, кто в итоге заплатит за увеличение выплат по автогражданке, это не прибавляет.
Ирина ГРУЗИНОВА
Вся пресса за 4 марта 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Выплаты, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|